Физическая реальность тонкого тела

 

 

Тонкое тело реально

Физическую реальность тонкого тела всегда опасались утверждать разного рода наставники. У многих и до сих есть такая проблема - догматическое мышление не позволяет им признать наличие энергии. Наиболее свободные учителя признают, что гении земных искусств являются несомненно бодхисаттвами..

К чему же привела забавная ситуация, когда отрицается существование того, что движет умом того, кто отрицает? Многие впали в крайность нигилизма. Шли века, и постепенно стало принято думать, что объективно никаких каналов и нет, а есть только наши визуализации, что нет никакого тонкого тела, хотя даже в сутрах Будда описывал тонкие индрии, органы восприятия - зрения, слуха и т. д. Это не то же самое, что иллюзорное тело просветления - оно может возникнуть только внутри, то есть в центре сердечного канала. А то, о чём я говорю здесь, есть наше т. н. психическое тело. Позволю себе такое выражение. Тем более, что к нему прибегают и учителя. Но все эти тела - праномайя- и маномайя-коша - иллюзорны, это способ их бытия, подобный радуге, образованной преломлением света в каплях воды, висящих в воздухе. Но ведь свет и капли-то существуют!

Махасидха Наропа в своем тексте «Ясно изложенная сущность пяти ступеней» (тиб. Rim lnga bstus pa sal ba) объясняет:

«Состояний вещей два: состояния тела и ума — грубое, тонкое и очень тонкое — общее и специальнoе должны быть поняты последовательно».

Данное высказывание относится к описанию состояний основы, основы для практики стадии завершения высших Тантр, то есть работы с умом посредством манипуляций с праной, нади и бинду.

Перечислены следующие состояния:
1) состояние (тонкого) тела;
2) состояние ума;
3) состояния, общие для (тонкого) тела и ума;
4) специальные объяснения состояний (тонкого) тела.

В разделе «состояние тела» рассматривается структура тонкого тела, состоящего из ветров (пран), каналов (нади) и сфер-семян (бинду). Но самое важное, объясняется, что ментальные феномены имеют свои «энергии-носители», протекающие по определенным каналам. Если изменяется ток праны из одних каналов в другие, то соответственно меняется и характер мыслей, чувств, ощущений. И именно это положение является основой для методологии манипуляций с праной и бинду ради постижения более тонких состояний ума, вплоть до осознания природы ума, что само по себе дарует освобождение от самсары при жизни. С подробным объяснением этих состояний и соотношений можно ознакомиться в книге по практике Ваджрабхайравы [Geshe acharya Thubten Loden. Ocean of indivisible method and wisdom. Melbourne, Australia, 1999.].

Данная теория нашла свое место и в тексте Кашмирского Шиваизма — Спанда-шастре: «Васиштха сказал… О, Рагава! Из движения праны возникает движение мысли; из самого этого движения возникает движение сознания, переходящее в круговое движение, подобно волнам, возникающим из движения воды. Авторы Агам говорят, что сознание является круговым вибрирующим движением праны; когда это движение прекращается, то ум умиротворяется. Когда движение ума успокаивается, то самсара тает и исчезает».

"Три центральных канала тантрической йоги прямо связаны с физическими сосудами медицинских систем. Говорится, что все рца (каналы) медицинской системы происходят от главных психических каналов.

Согласно тибетской медицине, эти три канала являются пер­выми каналами, появляющимися в зародыше, и далее, в тече­ние восьми недель формируются все основные чакры и тонкие психические каналы.

Пять других важных сосудов одинаковых как для системы медицины, так и для тантры - те, что отходят от сердечного цен­тра, или чакры сердца. Это каналы различных сознаний.

Первый из них - сосуд, соединяющийся с сознанием органов чувств: вкус, прикосновение, слышание, обоняние и зрение; их называют «пятью дверями», и они ответвляются как пять от­дельных сосудов-чувств.
Второй - соединен с сознанием чувства себя;
третий - с умственным сознанием, отмечающим поступаю­щие впечатления;
четвертый — с накапливающим сознанием;
а пятый с сознанием запредельного.

Последний сосуд самый важный - сосуд постижения. Он про­ходит через сердце и соотносится с тонким центральным кана­лом. В тибетской психиатрии говорится, что если иные созна­ния, или жизненные силы, пошедшие не своим путем, входят в сосуд сознания запредельного, это приводит к безумию. Подроб­нее это будет изложено в разделе по психиатрии".

Стоит сразу оговориться: слова о движении мысли относятся одновременно и к энергии как движителю, и к содержанию как собственно мысли воспринятой. Но стоит быть точнее. Само движение этой энергии, его тончайшие нюансы, траектория внутри каналов тонких тел человека и определяет содержание восприятия.

Первичные движения энергии мысли из сердечного центра (1) распространяются вначале по четырем основным каналам (4), потом от каждого из них отделяются ответвления и их становится вдвое больше (8), далее они еще удваиваются, по-прежнему расходясь как некая гармоническая грибница. Каждый следующий поворот-отделение нового канала в идеале фрактален предыдущему - каналу, от которого готделилась ветвь. Таковы околосердечные каналы, вместе с центром их всего - 37. И каждый каналец определяется в чистом своем движении как живой символ - божество со своей биджей и мантрой. А в замутненном, двойственном восприятии человек принимает первые движения праны в осколосердечных каналах как первичные движения якобы внешней для человека мысли. Он говорит "они приходят мне в голову", хотя голова как обиталище перцепции просто регистрирует то, что происходит в другом месте:). А праны, пошедшие в первые от центра пути своего движения, и есть "околосердечная кровь", о которой говорил Эмпедокл, что человек именно ею мыслит. Если не имеешь понятия о пране и околосердечных каналах, понять слова Эмпедокла невозможно. И мантры в садхане божества потому и бывают хридая (сердечные) и упа-хридая (околосердечные), то есть связанные с божеством центра мандала, основным, и божествами, которые, как правило, символизируют скандхи и элементы, образуемые при развитии зародыша в чреве и непрерывно поддерживаемые, воссоздаваемые циркуляцией энергии в околосердечных каналах (см. иллюстрацию).

Обычный человек индивидуален как раз в своей запутанности:))), проявляющейся в индивидуальном устройстве системы каналов (узлах, узорах, гармонических или не очень, или совсем негармонических, приводящих к тяжелым заболеваниям сразу по рождении). Каналы существуют вне зависимости от нашего желания:), а не умозрительно, как полагают многие (только для умозрящего). И система этих каналов подлежит исправлению посредством практик уровня дзогрим. Положение каналов в варианте чистого видения также существует в нашей с вами общей относительной реальности, а не только в потенциале. То, что на уровне праномайя-коша является только потенциалом, вполне воспринимается во время посвящения на уровне других тел, если вы достаточно чисты и развиты и, таким образом, вы получаете возможность возобновлять это проявление в виде божества с гармонической системой каналов уже в своем потоке ума, и, опираясь на него, исправлять свой внутренний состав, что тоже вполне материально. То есть на одном уровне это уже проявлено, на другом это пока потенциально, то есть подлежит воплощению. Но говорить, что этого не существует, просто нелепо. А для других... Так для них электричество, например, существуует, хотя они его не видят. Это всего лишь вопрос культуры и веры, неведение ничего не может опровергнуть. Развившись в достаточной степени, все всё увидят:).

Не стоит воспринимать сказанное мною как нечто простое, чисто "техническое", инструментальное. Непросто это именно в виду нераздельности энергии и содержания жизни. И потому, не пережив изменение содержания, никак нельзя взять и чисто технически изменить себя внутри, "подкрутив гаечки". Хотя в древности была масса интересных попыток на эту тему. Именно поэтому были распространены методы работы с ветрами (пранами). Были наставления по дзогриму без прохождения кьерима. Дзогрим с туммо и прочим был в некоторых линиях наставлений (в частности, в школе кагью) вообще без практики идамов. Попытки разные были. Но все возможно или нет в каждом отдельном случае. Кто-то может быть готов отказаться от прожитого недавно содержания, и на этом может базироваться скачок посредством чисто энергийных методов. Всё есть частный случай, хотя принципиальная схема у всех людей одинаковая.

Но даже в этом вопросе есть "техническая" разница, например, между бодхисаттвами и обычными сансарическими существами.

Бодхисаттва, то есть истинный тулку, сознательно производящий свое рождение, развивает свое тонкое тело из сердечного центра, след., и физическое тело его начинает свое развитие в утробе так же. А обычные существа развиваются от пупочной нирмана-чакры, центра проявления, рождения как такового. Поэтому тулку это не просто сознательное рождение человеком. Люди и тулку и рождаются по-разному. Вот лишь один из примеров разницы, вполне описуемой, но отнюдь не позитивистской.

Благодарю за внимание! 
(nandzed)