Гора Меру

 

В индийской «Махабхарате»  упоминается имеющаяся на далеком севере гора Меру, которая «неизмеримо высока, не видано нигде в мирах». Прямо над ней Полярной звезда. Солнце там светит круглый день. Есть там апсары «блистательные водяницы, играющие радугой», «воды застыли в красивых видах». Там живут боги, асуры, змеи, птицы и нимфы. Вокруг Молочное море, в северной части которого большой остров Швета-Двипа, «страна, где вкушают блаженство», живущие там «смелые люди, дивные видом, преисполненные жизненной силы»."

- "Есть одна светящаяся гора, называемая Меру; она купается в  своем собственном сиянии. Прекраснейшая из всех гор, ослепительным  сверканием своих золотых вершин она затмевает даже солнечный свет.  Она напоминает изумительное золотое украшение. Излюбленное  местопребывание богов и гандхарвов, гора безмерно велика и приблизиться к ней могут лишь истинные праведники. По этой великой  горе  любят  блуждать свирепые хищные звери, ее украшают светящиеся небесные  травы. Своей необычайно высокой вершиной она уходит за небесные своды. Недостижимая для большинства существ, лежащая даже  за  пределами  их воображения, богатая реками и лесами, эта гора [денно и нощно] звенит от пения разнообразных чудесных птиц.

Исследователь и переводчик древнеиндийского эпоса "Махабхарата" Борис Леонидович Смирнов выдвинул обоснованную гипотезу, по которой под "игрой радугой" имеется в виду северное сияние. А северное сияние - магнитосферное явление.

"Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон." что соответствует форме магнитосферы Земли.

Вертикальная ось мира часто воспринимается поэтически как волшебный столб, поддерживающий небеса и определяющий точку, вокруг которой они вращаются. Еврипид и Аристотель безошибочно идентифицировали Столб Атланта с этой мировой осью.

С этой точки зрения высшая часть Земли, её истинная вершина, безусловно, должна была быть Северным полюсом. И поскольку вся верхняя, или северная, полусфера представлялась бы нам в этом случае как всесторонне поднимающаяся от экваториального океана по направлению к этой вершине, то не могло бы быть ничего естественнее, чем рассматривать всю верхнюю часть Земли как огромную гору, породившую и поддерживающую меньшие горы.

гора меру


В космологиях египтян, аккадцев, ассирийцев, вавилонян, персов, индусов, китайцев и других народов мы находим под разными названиями (но всегда узнаваемыми) эту Вельтберг (“Мировую гору”), расположенную на Северном полюсе и поддерживающую Город богов (или связанную с ним как-либо по-другому), а также служащую осью, вокруг которой вращаются Солнце, Луна и звезды. 

В старом аккадском мифе о ней говорится так: “О великая гора Бэла, Им-Харсак, чья высокая голова соперничает с небом и чьи корни в священной глубине! Она лежит среди гор, подобно мощному дикому быку. Её рога блестят, подобно сверканию солнца. Она наполнена сиянием, подобно небесным звёздам”.

В китайских сказаниях мы находим аналогичную небесную гору, мифическую Кунь-Лунь. Часто её называют просто Жемчужной горой. На её вершине расположен рай, где бьёт фонтан, из которого вытекают в противоположных направлениях четыре великие реки мира. Вокруг неё вращается небо, видимое человеку; ближайшие к ней звезды — это действительно звезды, а ближайшие к полюсу — считаются прибежищами богов более низкого ранга и гениев. Доныне даосы говорят о первом лице их Троицы как о живущем “в столице Жемчужной горы”, и, обращаясь к нему, они поворачиваются лицом к северному небу

Поразительной параллелью к мысли египтян и аккадцев о двух противоположных горах полюсов, то есть арктической и антарктической, небесной и инфернальной, выступает мысль древних обитателей Индии. Небесную гору они называли Су-Меру, инфернальную — Ку-Меру. 

На вершине Меру находится огромный город бога Брахмы, имеющий по окружности четырнадцать тысяч лиг.Вокруг неё в главных пунктах промежуточных областей находятся великолепные города бога и других владык сфер. Город посреди этих восьми окружен рвом с дивно текущей небесной водой, вроде реки с живой водой. Омыв столицу, она разделяется на четыре потока, мощно текущих к четырем противоположным точкам горизонта, а затем впадающих в экваториальный океан, окружающий Землю.

гора меру

В древней Иранской мысли перед исследователем предстаёт образ той же самой небесной горы. Её называют Хара-Березайте, мифическая гора Альбордж, — “местопребывание духов: вокруг неё образуются солнце, луна и звезды; над нею проходит путь благословенных в небеса”. 

Следующее описание взято из работы Ленормана: “Подобно горе Меру индийцев, Хара-Березайте — это полюс, центр мира, неподвижная точка, вокруг которойсвершают вращение солнце и планеты. Аналогично рекеГанга у брахманов, она обладает небесным источником Ардви Сура — матерью всех земных вод и первоначаломвсего благого. Посреди озера, образованного водами священного источника, растет единственное чудесное дерево,подобное Джамбу из индийского мифа, или два дерева,точно соответствующих деревьям библейского Ган-Эдена...Это сад Ахура Мазды, подобный саду Брахмы на Меру.Оттуда воды ниспадают на четыре главные стороны светачетырьмя большими потоками; их символизируют четыреконя, влекущие колесницу богини священного источника, Ардви Суры Анахиты. Эти четыре коня напоминают четырех животных, помещенных у истока райских рек в индуистских представлениях”

гора меру

В самых древних этнических представлениях — у египтян, аккадцев, ассирийцев, вавилонян, индийцев, персов, китайцев и греков — всюду встречается эта концепция горы, которую именуют то Мировой горой, относясь с почтением к её основе и величию, то Горой богов, когда с почтением взирают на её высоту и говорят о её небесных обитателях.

Идея центральной горы, и бегущих с нее рек, и богов на её вершине — это изначальный миф, почерпнутый из самых ранних традиций нашей расы.