Космограммы Тантры

Карты мира, служащие подспорьем для достижения садханы. Они служат иллюстрацией основных представлений ариев о космосе и являются вычисленными, , имея дело с космосом с точки зрения древних и стереотипных популярных образов.

Мир состоит из отдельных сущностей, некоторые из которых могут достичь освобождения. Каждая из бесчисленного множества сущностей во Вселенной связана с каждой, и для того, чтобы доподлинно познать какую-нибудь одну из них, необходимо обладать интуитивным знанием обо всех ее взаимосвязях.

Всякая видимая сущность — лишь крошечная точечка на поверхности неопределенного целого. И хотя они не заинтересованы в таком скрупулезном подсчете, как джайнисты, их чувство масштабности не менее развито.

Диаграммы — статичны, концептуальны. Они представляют собой самые интеллектуализированные и направленные во внешний мир аспекты представления о мироздании. Обладают важными трансформационными функциями, заключенными в представления о тонком теле Вселенной.

Плоские, концентрические диаграммы служат иллюстрациями концепции поверхности земли. Они подобны априорным картам мира, которые чертили средневековые европейские ученые до того, как географические исследования и картография сделали большой шаг вперед, хотя в данном случае речь идет о больших масштабах. Это называется Джамбудвипа (Jambudvipa) — «земля роз и яблонь».

джамбу двипа
Боковая проекция поднимающихся слоев Джамбудвипы. Их плотность возрастает при приближении к центру, где находится гора Меру. Квадрат в основании — область движущегося эфира. Страница из джайнского манускрипта, Гуджарат, 16 в.

Некоторые диаграммы соотносят образ с развитием содержимого Космического Яйца: представление о Происхождении мира напоминает Орфическую (Orphic) космогонию, из античной Греции.
Первым актом творения было отделение в яйце «того, что есть» — в виде сияющего яйца — от «не-сущего» — в виде темных вод. Яйцо содержало в концентрированном виде массу всех грубых и тонких элементов, из которых потом образовался мир. Затем оно разделилось вновь — на серебряную землю и золотые небеса, и прожилки его сделались реками на земле, как на Джамбудвипа — диаграммах.
Процесс разделения такого яйца — один из способов демонстрации процесса дифференциации и творческой эволюции, которую показывают полосами и областями различных цветов.

астрологический манускрипт джайнов
Схема различных небесных сфер, обозначенных звездами, Солнцем, Луной и планетами; из астрологического манускрипта. Раджастан, 18 в.

В центре или ступице расширяющейся Вселенной располагается мифическая Гора Меру (Meru), вокруг нее — Джамбудвипа (Jambudvipa) с континентами, странами, реками, морями, планетами на концентрических орбитах и созвездиями.

Такое устройство мира в ни коем виде нельзя считать объективным.
Диаграммы означают необходимость сворачивания внешнего мира в единый умозрительный акт.

Ось Горы Меру идентифицируется с центром внутреннего тела, которое пронизывает ось, называемая «Мерудандой» (Merudanda) или «Сушумной» (Susumna). Вселенная, которую знает каждый человек, — это плоский «круг», излучаемый из его собственного осевого центра.
 

 потоки эфира космограмма
Потоки тонкого движущегося эфира проходят через слои возрастающей плотности к земному миру. Джайнская диаграмма, Раджастан, 1712.

На практике подобное представление о космосе воплощено в проекции индуистских и джайнистских храмов. Шпиль ступы над главной иконой, через которую проходит ось, представляет Гору Меру; опускающиеся к земле покатые стены — «небесные сферы», украшенные скульптурами, подобными гирляндам. Ниже фундамент соприкасается с землей, со всеми ее материками, реками и морями, которые в данном случае, реальны и осязаемы, в отличие от чисто умозрительных на схемах. Таким же образом идентичны храм «Меруданда» и человеческое тело. Как уже объяснялось в Главе I, и космос, и тело в Тантре видятся функциональными производными одной и той же энергетической модели.

Ось — творящий центр, из которого расширение мира имеет место подобно раскрывающимся лепесткам лотоса.
Святой становится святым, когда его начинают идентифицировать с центром. Ему известно также и то, что находится снаружи, за пределами Вселенной. Поэтому святые могут быть изображены и в углу, на границе диаграммы.

Карта космоса, построенная в результате колоссальных подсчетов, может быть использована теми, кто умеет пользоваться тантрическими мандалами, для фокусирования своего внимания на центральной точке, мельчайшей из тончайших, но всеобъемлющей, из которой порождается вся действительность.
По джайнистским подсчетам вся эта действительность в вечности и колоссальном пространстве содержит порядка 10.000.000.000.000.000.000.000.000.000.000.000.000.000 = 1040 элементарных частиц.

мир джамбудвипа
Мир Джамбудвипы с семью реками и горой Меру в центре. Раджастан, 18 в.

Каждый человек, храм, диаграмма представляются обладающими разными центрами в объективном мире. Не существует такого понятия как мертвое, внешнее, объективное пространство. Все миры субъективны; все они существуют только по отношению к человеку и, в соответствии с концепцией универсальной относительности, нет безотносительной абсолютной точки, к которой все они будут иметь отношение.

Любая точка является эпифеноменом, адекватным местом, где каждый может установить связь с «настоящим» центром. Всякий человек может с успехом идентифицировать себя со своим собственным центром с помощью диаграмм мандал, начать путь Тантры. Это также приведет его к движению наверх, вдоль вертикальной оси к вершине Меру. Его физическая энергия, сфокусированная в центральной точке, может пройти сквозь область материального мира.

На некоторых диаграммах космос представлен как бы сбоку (а также как земная проекция), в виде чашечки цветка, мирового дерева или секции многоярусного конуса. Здесь также центральный ствол является бесконечно тонкой созидающей мировой осью, а его последовательные оболочки иллюстрируют стадии прогрессирующей плотности, в которой скрыта ось (она называется Козас/Kosas), вокруг которой кристаллизуется «мир».

астро мир
Астрологическая диаграмма затмения. Раджастан, 18 в.

Метод использования плоских космических диаграмм в медитации описан в Тантрараджа Тантре.

Великую Богиню Лалиту, высшую из Махавидий, помещают в центр над золотой Меру. Вокруг нее простирается обширный круг земли с ее реками, окруженной следующими друг за другом океанами соленой воды, соком сахарного тростника, вина, чистого масла, творога, молока и простой воды.


Образ — не простая умозрительная схема, но представление, «окунутое» в символы для чувственного восприятия.

структура небес
Направленная структура миров и небес как результат их кристаллизации и отделения от Космического Яйца. Раджастан, 18 в.

Но особо важен  образ внешнего кольца, окутывающего все другие. Это гигантское колесо времени, запущенное творческим желанием в сложное движение. У колеса 12 сияющих спиц, означающих месяцы, в него вплетены планетарные циклы и движение солнца и луны. Движение от внешнего края к центру такой мандалы означает движение вне пределов разделенного времени.


Все рассмотренные до сих пор диаграммы были пространственными. Они изображают распространение мира в окружающем пространстве, будто оно вечное и неизменное.

Ничто не существует в пространстве, не существуя и во времени, феномен не менее важный, чем пространство. Творение есть время, и Майя плетет последовательность событий во времени и в пространстве.

На обширной шкале времени вариативность и индивидуальность кажутся не играющими никакой роли. Всякий, вроде бы уникальный, кластер событий воспринимается как результат пересечения циклов с различным ритмом, представляющимся, возможно, чем-то слишком пространным, всегда производящим резонанс в конечном итоге также, как всегда.

Следует отдавать себе отчет в том, что наша физиология со всеми ритмическими функциями дыхания, сердцебиения, перистальтики и изменения клеток, структурирует имеющееся у каждого животного чувство времени так, что можно провести параллель с космическим масштабом.
Даже среди звездных событий, может наблюдаться процесс, который будет нестабильным, необратимым и бесконечным, хотя едва ли возможно уловить изменения ритма, сущностной асимметрии времени.

затемнение луны
Схема, изображающая затенение Луны двумя великими мифическими горными хребтами, которые разделяют мир, расположенный вокруг горы Меру. Раджастан, 18 в.


Изучение движения луны, планет и (заметного) перемещения созвездий, является главным тантрическим методом фиксирования и соотнесения частных судеб с космическими ритмами. Причину этого следует искать в том, что к астрологии как к средству вычисления и выбора наилучшего способа действия, в Индии всегда относились серьезно адепты всех религий.

Cадхака должен относить пуджа, медитацию и магические обряды с днями, фазами луны, временами года и местоположением планет и созвездий. Вот почему некоторые произведения искусства содержат тщательно разработанные таблицы, напоминающие раскрашенные шахматные доски, с помощью которых садхака производил соответствующие расчеты.

Эти приспособления из «магических квадратов» могли использоваться как генераторы бесконечного количества вариаций мантр.

jamboovriksa
Джамбуврикша, сияющее мировое дерево, рост которого отражается в различных мирах Вселенной. Диаграмма из джайнского манускрипта, Гуджарат, 16 в.

Следует всегда помнить, что время является сферой игры. Одно из имен Шивы — Махакала (Mahakala), что означает «Великое Время».

Важным для садханы является создание всеобъемлющего образа времени. Это может быть сделано посредством создания и медитации над особыми янтрами.

Приводится описание, каким образом вселенское время может быть суммировано и объединено в подобной янтре. Процесс включает визуализацию, используемую для построения изображения. Текст из Маханирвана Тантры вложен в уста самого Шивы.

 

surya mandala
Мандала Сурьи, Бога Солнца (династического божества Непала) как высшей меры времени. Непал, 16 в.


Янтра Планет, поддерживающей все виды мира.

Три треугольника (два — направленных вниз, один вверх) должны быть нарисованы (пересекаясь таким образом, чтобы образовать 9 меньших треугольников) внутри круга так, чтобы восемь лепестков касались окружности. Затем вокруг следует начертить план прекрасного города с четырьмя воротами.
Между восточным и северо-восточным углами начертить круг... другой — между западным — и юго-западным.
Затем 9 треугольников следует окрасить в цвета 9 планет, а левую и правую стороны среднего треугольника — в белый и желтый, низ — в черный.
Восемь лепестков надлежит окрасить в цвета восьми правителей частей (света). Стены града на плане окрась белым, красным и черным порошком, и, о Богиня, два (добавочных) круга… окрась: верхний — в красный, нижний — в белый...

В центральном треугольнике поклоняйся Солнцу и по углам с двух сторон — его Возничему (Аруна/Aruna) и Сиянию (Сикха/Sikha). Позади Солнца с ореолом из лучей поклоняются штандартам этих двух бесстрашных воинов.

astrolabia
Астролябия, используемая для вычисления небесных взаимосвязей. Западная Индия, 18 в.

Затем поклонись (Месяцу) владыке ночи в треугольнике над Солнцем на востоке, Марсу (Мангала/Mangala) — на юго-востоке, Меркурию (Будха/Budha) — на юге, Юпитеру (Брхаспати/Brhaspati) — на юго-западе, Венере (Шукра/Sukra) — на западе, Сатурну (Шани/Sani) — на северо-западе, Раху/Rahu (восходящая точка, где луна пересевает эклиптику в своем движении в северном направлении), — на севере, Кету/Ketu (нисходящая точка луны) — на северо-востоке и, наконец, короне из Звезд, окружающей Месяц. Солнце — красное, Месяц — белый, Марс — рыжевато-коричневый, Меркурий — бледный светло-желтый, Юпитер — желтый, Венера — белая, Сатурн — черный, Раху и Кету — разноцветные...

шар поклонений
Шар, на котором изображена проекция изначального мира в мир сущий через раскрытие лотоса трансформации. Орисса, 19 в.

После поклонения планетам следует поклониться таким же образам Правителем сторон света.
Сначала — Индре/Indra (на востоке), тысячеглазому, с желтым телом, одетому в желтые одежды, держащему в руке молнию, восседающему на слоне Айравате (Airavata).
Затем Агни/Agni (на юго-востоке, Бог огня), восседающему на козле с топором в руке;
Яме/Yama (на юге, Бог смерти) — черному, с дубинкой в руке, верхом на бизоне.
Ниррти/Nirrti (на юго-западе) — темно-зеленому, с мечом сидящем на лошади. Варуне/Varuna (на западе, Бог воды) — белому, сидящему на чудовище Макара (Makara) с арканом.
Вайю/Vayu (на северо-западе, Бог воздуха) — светящемуся, черному, сидящему на олене с заостренной палкой.
Кувере/Kuvera (на севере, Бог богатства) — золотому, сидящему на украшенной драгоценностями львиной шкуре с арканом и остроконечной палкой, окруженному духами, воспевающими его.
Ишана/Isana (на северо-востоке), сидящему на быке с трезубцем в одной руке, благословляющему другой. Он одет в тигриную шкуру и светится как полная луна. После медитации на этих божествах и поклонения им по порядку, следует почтить Брахму (творца Девата), находящегося в верхнем (внешнем, ярко-красном) круге мандалы, и Вишну — в нижнем (белом).


Непрерывное проявление семичастного разделения Вселенной как космической реки времени и реальности.
Джайнская диаграмма из манускрипта «Самаранганасутрадхара» (Samaranganasutradhara). Раджастан, 1712.


Затем надлежит почтить богов — хранителей врат. Угра/Ugra, Бхима/Bhima, Праканда/Prakanda и Иса/Isa — у восточных врат; Джайянта/Jayanta, Кшетрапала/Ksetrapala, Накулеша/Nakulesa и Брхатшира/Brhatsirah — у южных; Врка/Vrka, Ашва/Asva, Ананда/Ananda и Дурджая/Durjaya — у западных; Тришира/Trisirah, Пураджит/Purajit, Бхиманада/Bhimanada и Маходара/Mahodara — у северных. Все они имеют доспехи и оружие для защиты врат.

Послушай теперь о Брахме и Ананта (вечный Вишну). Брахма — цвета красного лотоса, четырехрукий и четырехлицый... Он сидит на лебеде (Хамса/Hamsa; имя связано с «ахам»/aham, что значит «я»); двумя руками он разгоняет страх и обещает исполнение просьб, в двух других он держит гирлянду и книгу. Ананта — белый, как снег, цветы Кунда/Kunda и луна. У него тысяча глаз и ног, тысяча рук и лиц (проявления Космических Форм), и на нем следует медитировать в после всех Богов и демонических существ...».

схема медитаций
Схема для вычисления астрономических циклов для медитации. Кангра, 18 в.


Эти символы для помещения наших собственных сущностей в действительное соответствие с интеллектуальными идеями, посредством которых мы фиксируем наше знание о частях нашего космоса. Привести мозг в такое состояние, когда он сможет постигать формы, протяженные во времени.

Если пространственные и временные циклы, описывающие мир человеческого опыта, представить в виде плоских дисков, нанизанных на центральную ось, вертикальная ось и будет выражать отношение того мира к созидательным энергиям, которые его формируют.
Полученную трехмерную картину можно попытаться представлять двояко, следуя принципу приравнивания человеческого тела к космосу. Во-первых, извне, в рамках джайнистских вычислений, космос может считаться обширным аналогом человеческого тела, макрокосма для микрокосма. Во-вторых тонкая форма человеческого тела может представляться тонкой формой космоса, не менее громадного, но совершенного живого.

область материи
Проекция областей все более плотной материи, из внешнего мира во Вселенную. Джайнская диаграмма, Раджастан, ок. 1800.

Вертикальное измерение используется в диаграммах, чтобы подчеркнуть связь между двумя вечными принципами.

Чистый дух наверху погружается в чистую материю, которая всасывается в него снизу. Вертикальное измерение сверху вниз выражает, таким образом, представление о возрастающей «плотности» и инертности.

Диск человеческого мира помещается между «высшими» уровнями самых отдаленных и тонких излучающих принципов и «темных», более «инертных» уровней существования, вплоть до полного мрака и полного распада внизу.

Человек в состоянии, пройдя многие перевоплощения и выполняя ритуал, взобраться по ступенькам на самый верх и достичь, в конце концов, освобождения. Равно как он может и пасть, если не будет стараться, и опуститься на самый низ, в полную инертность и объятия самой крайней материи.

джива
Джайнское изображение Джины, свободного духа. Раджастан, 18 в.


Хотя такие детальные схемы космоса наиболее известны из джайнистских работ, нечто подобное есть в буддистских и индуистских психо-космограммах. Впрочем, ни индуисты, ни буддисты не признавали абсолютную материю. По их представлениям даже низшие уровни существования являются проявлениями высшего принципа.

Первоэлемент Пуруша — чистый дух, Пракрити — чистая материя — все это названия одного и того же.

янтра пуруши
Пурушкара янтра, отображающая строение свободного духа. Джайнская традиция, Раджастан, 18 в.

Все Пуруши — это искры одного абсолютного Пуруши; Пракрити — это творящая Богиня, проекция Первоначальной; она является в некотором смысле пустой, ибо то, что содержит все конкретные проявления, само не может быть конкретным.
Личность освобождается, когда понимает, что в ней заключены оба начала.

kosmos
Космос внутри космического Пуруши. Западная Индия, 19 в.

Варианты Космического Человека или Пуруши, идея которого восходит к самому важному в философской плане гимну древней Ригведы (Rig Veda).
«Боги» создавали космос, принося в жертву и разрезая на части Изначального Пурушу. Из частей его тела образовались различные части мира. «Мир» отображается вокруг себя каждым отдельным «человеком» (пурушей). Так образ Космического Человека становится образом изначального Пуруши, которого каждый может воссоздать внутри себя в садхане.

космический диджей
Космос с семью разделяющими океанами, интерпретируемый как космическое тело со слогом ОМ в центре. Раджастан, 19 в.

диаграмма
Диаграмма, изображающая как трансцендентная система космического пространства с абсолютными направлениями В, Ю, З, С, тонко связана через слои материи и пространства с миром Джамбудвипы.
Из копии сутры «Санграхани» (Sangrahani). Гуджарат, 16 в.

схемы звуков
Схема корневых звуков, управляющих потоками энергии в тонкоматериальных акупунктурных каналах. Фрагмент страницы манускрипта из Непала, 18 в.

 
 
Искусство тантры - Филипп Роусон (Лондон 1978) Источник