Янтры

Санскритское слово «янтра» происходит от корня «ян», что значит «сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую определенному элементу, объекту или понятию». В первом значении «янтра» может относиться к любому виду механических приспособлений, которые используются в раз­ных видах деятельности. Поэтому янтра в таком значении есть любой прибор или инструмент, подобный тем, что при­меняются в архитектуре, астрономии, алхимии, химии, воен­ном искусстве или развлечениях.

Значение термина «янтра» стало обо­значать религиозные процедуры, и такое образование при­обрело особое богословское значение.

В Брихадараньяке Упанишаде (2.1.19) есть образ пау­ка, сидящего в центре своей паутины, выпускающего и опять поглощающего свои нити, расходящиеся концентрически­ми кругами от центральной точки. Этот образ встречается в нескольких Упанишадах, поскольку он указывает на основу индийского мировосприятия: единства в различном. Паути­на симметрично распространяется по периферии, но так, что все расходящиеся линии сходятся назад, в центральную точку ее рисунка.

Эта простая метафора заключает сущность индийс­кой мысли: все существующее управляется единым прин­ципом, и точка эманации высшего сознания есть в то же время резервуар коллективной энергии, из которой все вы­ходит и в которую все возвращается. Данный центр есть «точка, заключающая все возможности», точка, которая слу­жит мостом мировому единству, лежащему в основе физи­ческой дискретности мира. Метафора также отсылает к ин­дийским представлениям о структуре космоса, который на­чинается как точка, растущая и расширяющаяся концентри­ческими кругами и, наконец, снова стягивающаяся, раство­ряющаяся в едином принципе. Расширяющейся субстанци­ей может быть тождество, либо неопределенность, волны расширения и сжатия взаимосвязаны и объединены в об­щий процесс, начинающийся в центре.

Янтра - мощный и динамичный священный символ, ко­торый отображает три философских концепции, что и мета­фора с пауком. Геометрические фигуры равномерно пуль­сируют в направлении от центра и к центру, пока не насту­пает совершенное сжатие или растяжение. Янтру образуют концентрические фигуры, имеющие общий центр. Фигуры, которые продолжают расширяться и сжиматься точно так­же, как паутина, являются не только мостом между различными уровнями бытия, но и символом развертывания и со­бирания энергий. Фигуры заключены в квадрат с четырьмя священными дверьми, открытыми по четырем главным направлениям.
Правила их ритуального использования и эзотеричес­кая ценность заботливо сохраняются в тайне от непосвя­щенных. Их внутреннее значение и мистические соответствия узнаются от наставника в условиях строгой дисцип­лины йогического режима.

Диаграммы являются помощниками и основными ин­струментами в медитативных дисциплинах. Янтры, исполь­зуемые с этой целью, представляют в основном абстракт­ные геометрические композиции, которые служат средством для медитации и раскрытия сознания. Концентрические линии янтры определяют ее объем и создают ритмическое единство, стягиваясь в точке интеграции. Подобно пауку на паутине, бинду (точка) в центре янтры является центром всех творений, творящим источником всех форм.


Шри Янтра