Шри Янтра

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. 

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Шри Янтра в Тантре

В санскрите слово "янтра" имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).

Обычно Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса.
В "Кама-калавиласе" говорится, что Шри-Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

  • Бинду.
  • Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
  • Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
  • Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
  • Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
  • Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
  • Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
  • Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
  • Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении Шри-Янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами Шри-Янтры. и этими психическими центрами существует определенная связь.
Таким образом, Шри-Янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Имеется два способа рассмотрения Шри Янтры в процессе медитации: изнутри-вовне и извне-вовнутрь, то есть из центральной точки бинду (bindu) к бхупуре (Lквадрат защиты¦) через концентрические цепи малых треугольников, лепестков лотоса и линий квадрата защиты, или же в обратном направлении. Эти два метода используются в двух тантристких ритуалах правого и левого направлений, соответственно. Направление медитации изнутри-вовне ассоциируются с эволюционным развитием Вселенной от исходного точечного, вневременного и внепространственного состояния (имманентное единство Шивы и Шакти: высшего сознания и высшей энергии, мужского и женского основополагающих принципов) к феноменальному проявлению и к все большей и большей дифференциации и усложнению форм материи. Противоположенное направление рассмотрения Шри Янтры ассоциируется с обратным процессом деструкции Вселенной, заканчивающимся в точечном недифференцированном состоянии.

Психофизика.

В процессе медитации адепт (sadhaka) осуществляет проекцию эволюционно-инволюционного процесса на свое тело, целью которого является пробуждение энергии Шакти, именуемой Кундалини, которая спит в основании позвоночника (в так называемой Муладхара-чакра, ассоциируемой с бхупурой Шри Янтры). Далее, зрительно трассируя Шри Янтру к центру, адепт старается направить эту энергию вверх по позвоночному столбу до слияния с аспектом Шивы, располагающимся в головной чакре (Сахасхара-чакра, ассоциируемая с бинду Шри Янтры). Таким образом как бы проходится путь, обратный развитию вселенной. Поэтому, согласно тантристкой доктрине, в конечной точке этого процесса достигается неописуемое расширение восприятия с полным знанием основ мироздания. Выполняя обратную процедуру, адепт возвращается к своему обычному чувственному (телесному) восприятию.


Источники

Западной науке Шри Янтра, по-видимому, стала известна из работ видного английского индолога начала нашего века, сэра Джона Вудроффе (литературный псевдоним - Артур Авальон), обнаружившего и впервые выполнившего переводы ряда тантристских текстов. Примерно в это же время Шри Янтра привлекла внимание немецкого индолога Генриха Циммера, который привел описание некоторых ритуалов ее использования. Но только в послевоенные годы появляются переводы отдельных тантристких манускриптов, в той или иной мере упоминающих Шри Янтру. В последнее же двадцатилетие начинается более внимательное изучение культуры тантры и выходят в свет ряд монографий, посвященных семантике и прагматике янтр различных типов. К сожалению, эти единичные научные труды, в той или иной степени касающиеся Шри Янтры, имеют большей частью описательный, этнографический характер. В них, как правило, не предпринимается попыток исследования вопросов происхождения, генезиса, распространения и типологии изображений Великой янтры, ее структуры, геометрии и психологии восприятия.
Исторические корни.

Наиболее ранний из известных образцов изображения Шри Янтры, который нам удалось обнаружить по литературным изысканиям, находится в монастыре Шрингари Матха (Srinagari Matha), основанным великим религиозным мыслителем Шанкарой в восьмом веке нашей эры. Шри Янтра также упоминается в надписи, выполненной в буддистской империи Шривиджайя (Srivijaya) на каменной плите в Южной Суматре, датируемой 7 веком нашей эры. Тем самым, уже до этого времени Шри Янтра не только проделала длительный путь становления в качестве центрального ритуального объекта на материке, но и распространилась по удаленным регионам индуистского влияния. Действительно, уже в Атхарваведе (датируемой приблизительно XII столетием до н.э.) встречается гимн, посвященный ритуальному изображению (без явного упоминания его наименования), образованному, как и Шри Янтра, из девяти пересекающихся треугольников.

 

шри янтра

Композиция Шри Янтры

Геометрически Шри Янтра состоит из центральной 14-угольной звезды, объемлющих ее 8- и 16-лепестковых лотосов, заключенных в Lквадрат защиты¦ бхупура (bhupura) с четырьмя символическими дверьми на четыре стороны света. Сама звезда образована пересечением девяти больших треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющие пять внутренних колец.

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда — это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре — точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.


Структурные компоненты.

Анализ показывает, что геометрически звезда Шри Янтры может быть разложена на четыре последовательных, вложенных структурных компонента. Процесс конструирования каждого компонента включает рисование замкнутой последовательности линий, в завершение чего необходимо провести линию через три точки пересечения ранее нарисованных линий. Иными словами, в процессе построения каким-то образом надо добиться, чтобы эти точки уже лежали на одной прямой.
Попытаемся проиллюстрировать эту процедуру на примере первого структурного компонента . Прежде всего, выберем априорно значение yA (которое потом мы вынуждены будем корректировать при построении компонента 4), исходя из которого однозначно начертим два наибольших и симметричных треугольника (тонкие линии на рисунке).
Примечание: Напомним, что символ из двух скрешенных треугольников в западной ойкумене обычно именуется звездой или щитом Давида (реже - печатью Соломона) и обозначает нисхождение духа в материю. С другой стороны, этот символ является одним из центральных в тантризме и обозначает там единство сознательного (треугольник с вершиной вверх) и энергетического (вниз направленный треугольник) основополагающих принципов развития мироздания. Очевидно, что этот символ имеет не арийское, а более древнее - дравидское происхождения, то есть он существовал в Индостане задолго до времен Хараппы и Мохеджо Даро (2.5 тыс. лет до н.э., где уже встречаются печати со свастикой) и тем более - задолго до времен царств Давида и Соломона (XI-X века до н.э.). Поскольку этот символ не упоминается предшествующими библейскими пророками, не встречается ни в каких более древних сопредельных культурах, а именно в эпоху царя Соломона, после беспрецедентных завоеваний Давида начинаются прямые торговые контакты иудеев с Индией, то становится очевидным, что шестиугольная звезда попала в Палестину в это время и именно из Индостана, в конце концов получив там новую интерпретацию, отличную от космогонии тантры.

шри янтра

 

Семантические корреляты.

Одним из направлений поисков читателей были усилия найти астрономические и физические корреляты в Шри Янтре с учетом ее космогонической символики. Так словацкий инженер Владимир Сагмейстер из Братиславы прочитал два обрамляющих лотоса, как указание увеличить звезду Шри Янтры в 8 и 16 раз. При этом он обнаружил хорошее соответствие между концентрическими уровнями построенных им в таком соотношении трех звезд Шри Янтры и орбитами планет Солнечной системы (рис, где приведены первые две из трех рассмотренных им звезд) с расхождением от реальных средних диаметров орбит, составляющим в среднем 1.5%. Дополнительно в построении имеются окружности, соответствующие границам пояса астероидов и пяти трансурановым планетам. 

Г.П.Овсяников из Саратова провел детальное исследование (для различных мягких вариантов звезды) геометрических коррелятов и обнаружил множество впечатляющих соотношений, близких к числу p, основанию натуральных логарифмов, базисным параметрам лунно-солнечного календаря и астрономическим циклам. В частности, он предложил соотношение yB=yA/e, которое отличается от точного значения всего на 1.3%. По полученным им результатам была подготовлена специальная подробная статья для того же журнала, которой также не суждено было пробиться в печать.

шри янтра и планеты солнечной системы