Санскритское слово «янтра» происходит от корня «ян», что значит «сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую определенному элементу, объекту или понятию». В первом значении «янтра» может относиться к любому виду механических приспособлений, которые используются в разных видах деятельности. Поэтому янтра в таком значении есть любой прибор или инструмент, подобный тем, что применяются в архитектуре, астрономии, алхимии, химии, военном искусстве или развлечениях.
Значение термина «янтра» стало обозначать религиозные процедуры, и такое образование приобрело особое богословское значение.
В Брихадараньяке Упанишаде (2.1.19) есть образ паука, сидящего в центре своей паутины, выпускающего и опять поглощающего свои нити, расходящиеся концентрическими кругами от центральной точки. Этот образ встречается в нескольких Упанишадах, поскольку он указывает на основу индийского мировосприятия: единства в различном. Паутина симметрично распространяется по периферии, но так, что все расходящиеся линии сходятся назад, в центральную точку ее рисунка.
Эта простая метафора заключает сущность индийской мысли: все существующее управляется единым принципом, и точка эманации высшего сознания есть в то же время резервуар коллективной энергии, из которой все выходит и в которую все возвращается. Данный центр есть «точка, заключающая все возможности», точка, которая служит мостом мировому единству, лежащему в основе физической дискретности мира. Метафора также отсылает к индийским представлениям о структуре космоса, который начинается как точка, растущая и расширяющаяся концентрическими кругами и, наконец, снова стягивающаяся, растворяющаяся в едином принципе. Расширяющейся субстанцией может быть тождество, либо неопределенность, волны расширения и сжатия взаимосвязаны и объединены в общий процесс, начинающийся в центре.
Янтра - мощный и динамичный священный символ, который отображает три философских концепции, что и метафора с пауком. Геометрические фигуры равномерно пульсируют в направлении от центра и к центру, пока не наступает совершенное сжатие или растяжение. Янтру образуют концентрические фигуры, имеющие общий центр. Фигуры, которые продолжают расширяться и сжиматься точно также, как паутина, являются не только мостом между различными уровнями бытия, но и символом развертывания и собирания энергий. Фигуры заключены в квадрат с четырьмя священными дверьми, открытыми по четырем главным направлениям.
Правила их ритуального использования и эзотерическая ценность заботливо сохраняются в тайне от непосвященных. Их внутреннее значение и мистические соответствия узнаются от наставника в условиях строгой дисциплины йогического режима.
Диаграммы являются помощниками и основными инструментами в медитативных дисциплинах. Янтры, используемые с этой целью, представляют в основном абстрактные геометрические композиции, которые служат средством для медитации и раскрытия сознания. Концентрические линии янтры определяют ее объем и создают ритмическое единство, стягиваясь в точке интеграции. Подобно пауку на паутине, бинду (точка) в центре янтры является центром всех творений, творящим источником всех форм.